ОНИ НЕ ПРОТИВ ВОЙНЫ, ОНИ И ЕСТЬ ВОЙНА Многих огорошил недавний отказ Юрия Шевчука выступать в одном сибирском городе на сцене под буквой Z. Буква там висела до него, и специально снимать её по требованию певца не стали. Концерт отменили. Сын советского фронтовика Шевчук вернулся в свою подмосковную деревню думать о греховности мира и печально смотреть на весенний закат. Сказали, что концерт ДДТ перенесли на 2023 год. Уверен, так и будет. Выступит Шевчук чуть позже, соберёт полный стадион, песни будут петь хором; в числе пришедших на концерт будут и ветераны спецоперации. Я несчётное количество раз видел и слышал в машинах и располагах ополчения, в кафе «Сепар», где погиб Захарченко, на мобилах добровольцев песни Шевчука, песни Басты, Гребенщикова, Глеба Самойлова, группы ГРОТ, группы 25/17. И всякий раз, если затевался разговор, что эти перечисленные мной выше ребята никогда не приезжали исполнять в Донбасс, в 100% случаев ополченцы в ответ говорили: «Да ладно, песни-то хорошие». Просто всегда, без исключения. Как будто сговорились заранее. И так как эта тёплая и улыбчивая снисходительность воспроизводится уже восемь лет (мои друзья военкоры — тому тоже свидетели, спросите у них), я рискну сказать, что незлобивость и милосердие — отличительные черты русского военного человека. Арсен Моторола Павлов так вообще «Океан Эльзи» крутил в своей машине на полную громкость: украинский изучал (и выучил), да и песни ему нравились. Помню, певец Саша Дадали рассказывал, как давал очередной концерт на передовой для наших ополченцев, причём метров за 300 от украинских позиций, так что и те, едва началось пение, затихарились, прислушиваясь и пытаясь понять, кто это явился. Дадали на радостях едва ли не вторым номером исполнил одну песню Басты. С той стороны услышали и всерьёз решили, что это сам Баста и есть. И как заорут: «Вася!!! (Басту зовут Вася Вакуленко.) Ещё раз в Киев приедешь — мы тебе яйца отрежем!» Баста действительно часто выступал последние годы в Киеве и много где на Украине; да если б он и в Славянске выступал, ополченцы, узнав об этом, всё равно пожали бы плечами: «Ну чего ж теперь, песни-то хорошие…» Однако певчая (и пишущая, и в кино играющая) наша интеллигенция, увы, не имеет и малой доли той снисходительности, свойственной русскому солдату и ополченцу. Напротив, оценки интеллигенции почти всегда резки, непримиримы, радикальны. Они вроде бы против войны, но, когда их слушаешь, не покидает ощущение, что они сами и есть война. Если не «убийцы и мародёры!» кидают они в сердцах, то уж точно «х** войне!», как будто от этого твоего «х**» кто-то будет спасён, или вылечен, или накормлен. В ответ на «песни-то хорошие» могло бы из их уст прозвучать: «Война — зло, но мужики там хорошие, я спою для них в госпитале, дам 100 рублей на перевязку, на бинты». Потом можно было бы и украинским пленным или раненым помочь. И украинским беженцам, само собой. Потом или до, неважно. Все бы это поняли. Среди солдат и ополченцев все бы это поняли наверняка. Никто бы не осердился. Но этого не делают. Пресловутого гуманизма русской культуры не хватает на подобные жесты. Христианского чувства не достаёт. На «х** войне!» только хватает. И тогда приходится снова задаваться этим детским вопросом: а где же сейчас Христос, чем он занимается, как живёт? И вдруг я снова вижу улыбающееся, с детским, немножко растерянным, чуть беззащитным взглядом лицо ополченца и слышу слова: «А песни-то хорошие...» И понимаю, что Христос где-то здесь, в этой улыбке. Захар Прилепин

Теги других блогов: музыка военные ДДТ Юрий Шевчук